четверг, 7 февраля 2013 г.

достоевский о церкви и государстве

Еще в конце 19. века и в начале 20. века, политическое и общественное влияние традиционного протестантизма вызывало сопротивление. Значительно, что это сопротивление сначала появилось не со стороны атеистов или представителей нехристианских религий, но со стороны других христианских конфессий. Хорошим примером служит вопрос о продаже алкогольных напитков. В начале 20. века, кальвинисты считали пьянство главной причиной безнравственности в американском обществе. Алкоголь был причиной преступлений, семенного насилия и деградации личности. Алкоголь разрушал общество.

Кальвинисты влияли столь сильно на государственные решения и общественные ценности, потому что они на самом деле часто управляли государством и обществом. Кальвинистами были многие лидеры политической и экономической жизни страны, и они считали своим религиозным долгом осуществлять свои представления о государстве и обществе, хотя по конституции страны государство должно уважать и защищать совесть каждого гражданина.

Кальвинисты считали свои представления о нравственности необходимыми основами американского общества, без которых общество разрушится. Государство поддерживало церковь в том, что оно запрещало аборты, контрацепцию и разводы.P

Кальвинисты считали Евангелие истинным в всех областях человеческого знания, в том числе, науке и истории. Поэтому, они хотели, чтобы каждый гражданин получил религиозное (т.е., протестантское) образование, вне зависимости от его личного отношения к церкви. Государство поддерживало церковь в том, что оно включало религиозное образование в учебный план государственных школ. Все школьники изучали Библию и учились молитве.P

Кальвинисты считали воскресенье днем богослужения и духовных занятий. Государство поддерживало церковь в том, что оно запрещало торговлю по воскресеньям. По закону, магазины и театры были закрыты, и заводы не работали.P

Традиционный протестантизм, и в частности кальвинизм, играл центральнную роль в развитии американского общества, хотя с начала европейской иммиграции, Америка являлась страной разных христианских конфессий и разных религий и мировоззрений. Протестантские представления о взаимодействии церкви и государства влияли на все области общественной жизни.P

Но если речь идет о том, как церковь должно относиться к государству и обществу, тогда мы можем сказать, что традиционный протестантизм Мартина Лютера и Жана Кальвина на самом деле является клерикальным. Великие реформаторы отказались только от специфического клерикализма католической церкви, в которой папа Римский имел не только духовную, но также и светскую власть. Они настаивали на том, что церковь и государство должны быть отделены друг от друга. Церковь занимается духовными вопросами и спасением человечества. Государство занимается вопросами благополучия человека и общества на земле. Но и церковь, и государство должны содействовать социальной справедливости и нравственности. Как в православной традиции, также и в традиционном протестантизме мы можем говорить об определенном «симфонии» между государством и церковью. Это взаимодействие было очевидным в Женеве Жана Кальвина и впоследствии в реформатской традиции в Америке.

архива Библиотеки Конгресса СШАP

Мартин Лютер и герои Реформации. Репродукция из

В этом смысле, церковь всегда антиклерикально устроена. Разница между пасторами и мирянами появляется только в различии их обязанностей. Только пасторы могут проповедовать и совершать таинства. Но это не значит, что пасторы имеют больше духовного авторитета. Вопрос только в том, как сохранять порядок в церкви, так что каждый христианин может слышать слово Божие без препятствия. Проповедь и таинства являются настоящими и действующими, когда пасторы и миряне вместе готовятся слушать это слово и исполнять его. Церковь, в которой только священники или пасторы определяют образ общины, не может быть церковью Иисуса Христа. Церковь по сути антиклерикальна.

Такой род антиклерикализма является особо важным в реформатской традиции, основной на богословие Жана Кальвина. Кальвин настаивал на том, что каждый член церкви получает Святого Духа и духовные дары посредством своего крещения. Поэтому, каждый член церкви призван Богом читать Библию, заниматься богословием и углубляться в молитву. Более того, пасторы и миряне призваны Богом управлять церковью совместно. На уровне прихода миряне выбирают «старост» или «старейшин», которые входят в приходской совет и могут сами решить почти все приходские вопросы. Хотя пастор возглавляет приходской совет, он имеет только один голос. На более высоком уровне - церковных соборов и синодов - количество пасторов и мирян всегда равно.

Выражение «антиклерикализм» неоднозначно в американской протестантской традиции. С одной точки зрения, антиклерикализм является сутью протестантского самосознания. Протестанты отвергают разделение церкви на две части или два слои: клирики и миряне. По протестантскому пониманию, священники (или пасторы) не выше мирян ни в духовном отношении, ни в способности понимать Евангелие и исполнять его требования.

В последние 30 лет, такого рода клерикализм влияет все меньше не только на американское общество, но также и на самосознание традиционных протестантских конфессий. В этом докладе я описываю антиклерикальные тенденции современного американского протестантского богословия, и как это новое антиклерикальное богословие помогает церкви ориентироваться в новых социальных условиях.

Американские протестанты относятся к государству и обществу очень по-разному. Но в целом, можно сказать, что традиционные протестантские церкви в Америке долго предполагали, что государство и общество должны поддерживают церкви, и что церковь должна влиять на государство и общество. Американские протестанты хотели, чтобы Америка являлась христианской страной, в которой церковь, с поддержкой государства, определяла бы образ жизни всех граждан, несмотря на их личные религиозные убеждения. Такое отношение церкви к государству и обществу многие имеют в виду под словом «клерикализм».

Антиклерикальные тенденции в современном американском протестантском богословии

Антиклерикальные тенденции в современном американском протестантском богословии

Рассмотрев основные богословские интенции, вложенные автором «Карамазовых» в уста своего любимого героя, автор считает возможным утверждать,...

9 ноября 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил результаты состоявшегося в сентябре совещания руководителей...

24 января с 11:00 до 15:00 в зале Профессорского собрания философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (ауд. А-308) состоится...

Антиклерикальные тенденции в современном американском протестантском богословии: Русская философия : Руниверс

Комментариев нет:

Отправить комментарий